Игры сопровождают человека не только в детстве. Сегодня игры присутствуют не только в сфере развлечений, но и активно используются для обучения специалистов самых разных областей деятельности. Игровые элементы проявляются в общении и взаимоотношениях людей.

Часто, наблюдая как ребенок на несколько часов погружается в мир танков или приключенческую флэш-игрушку, родители задаются вопросом: что так привлекает человека в игре? Ответ можно найти, если рассмотреть некоторые архетипы и элементы подсознательного восприятия, реализующиеся в играх.

Компьютерная игра – не просто развлечение. Это еще и структурированный процесс конструирования миров. Этот термин впервые был введен психологом Асмоловым. Конструирование миров означает создание собственного мира в психике играющего. Любая компьютерная игра основана на этом восприятии. Ведь вне зависимости от жанра игры, в ней существуют свои правила, история, мораль и этика, ценности и даже система наказаний, порой мифология и поэзия. Игрок словно упаковывает в мир души целые эпохи, галактики, королевства и государства, народности, пространства. Психолог Г. Кузнецов отмечает большое значение в привлекательности игр элементов сказки.

Один из таких элементов – «вне времени». Сюжет игр часто сопряжен с переломным моментом целого мира. В этих условиях всегда отводится особое место героизму персонажа. Например, в brink герою предстоит решить судьбу человечества, вплотную подошедшего к грани стабильности. Еще один элемент, сходный со сказками – обязательное условие победы. Как сказка всегда завершается счастливым концом, так и игра не может быть закончена без победы. Определенно, это дает игроку оптимистический импульс.

«Поход за силой» часто встречается в сказках в виде подарка или находки, делающей жизнь героя приятнее и счастливее. Реализация этого элемента в играх ярко проявляется при повышении героя в уровне или приобретении каких-либо качеств с помощью амуниции, волшебных предметов, найденных рун и заклинаний, бутыльков с растворами, мощного оружия, всевозможных артефактов.

Немаловажный сказочный элемент, повторяющийся в компьютерных играх – «смерть и воскрешение». Так, игрок call of duty black ops вынужден постоянно играть со смертью, пытаться ее перехитрить. Психологи видят в элементе возрождения определенный терапевтический эффект. Отсутствие боязни к собственным изменениям помогает, особенно в переходном возрасте, легче справляться с изменениями собственной личности.

Как и сказки, игры ориентированы на подсознательные процессы. Погружение в подсознание часто помогает человеку восстановить гармонию с самим собой, избавиться от раздражительности и усталости, восстановить душевный комфорт, психологически освободиться от давления факторов реальной жизни.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Еще не оценили
3 августа 2011