Согласно Новгородской летописи, церковь Успения была построена в 1352 году архиепископом Моисеем в монастыре на Волотовом поле, в пяти верстах к востоку от Новгорода. Под 1363 годом летопись сообщает о росписи Успенского храма. Надо думать, это известие относится лишь к нижнему слою росписи храма, сохранявшемуся в алтаре.
Роспись всего храма, видимо, была выполнена позднее, возможно, около 1380 года (Первоначально датой всей росписи считался 1363 год. Дата — 1380 год — была предложена А. И. Анисимовым, который считал весь цикл исполненным Феофаном после фресок в церкви Спасо-Преображенского собора в Новгороде). В 1386 году при вступлении полков Дмитрия Донского в Новгород монастырь на Волотовом поле несколько пострадал от пожара. В начале XVII века шведские войска разоряли окрестности Новгорода. Однако храм Успения уцелел от этих опасностей. Его росписи остались неповрежденными.
В середине XIX века храм Успения упоминается в археологических описаниях новгородской старины. О состоянии росписи сообщал Г. Филимонов. Позднее о ней говорилось в труде о древнерусской стенописи Н. В. Покровского. В начале нашего века были изданы первые научные монографии В. В. Суслова и Л. А. Мацулевича, посвященные этому памятнику. Тогда же волотовскими росписями заинтересовались художники. В картинах Павла Кузнецова заметны следы его увлечения ими. Волотовские росписи нашли себе место в истории древнерусского искусства и получили известность и за рубежом.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов храм Успения был варварски уничтожен снарядами нацистов. Вместе со зданием погибли и его росписи. Остатки стен были засыпаны землей.
Почти все, что осталось от волотовских фресок, хранится теперь в музеях в виде копий, которые вместе с фотографиями представляют огромную ценность.
Копии эти выполнены в 20-е годы, когда никому не приходила в голову даже мысль о возможности тех разрушений, которым подверглись новгородские памятники впоследствии. Этим объясняется, что в выборе фресок для копирования наблюдается элемент случайности. К тому же большая или меньшая доступность той или иной фрески оказывала также свое влияние на выбор копиистов. Наконец, нужно отметить значительное разнообразие живописных приемов: каждый из авторов копий пользовался той живописной манерой, которая ему свойственна. В результате оказалось, что по копиям трудно представить себе всю роспись в целом. Но значение копий поднимается сообразно тому, сохранилась ли сама роспись. Кроме того, копии дают возможность внимательно всмотреться в саму манеру старинной фрески, рассмотреть ее в деталях.
Большую часть копий волотовских фресок выполнили Н. И. Толмачевская и Е. П. Сачавец-Федорович. Публикуемые копии несохранившихся фресок дают общее представление о красочной гармонии, которая соблюдалась ее мастером. Можно убедиться, что каждая ритмическая плоскость великолепно вписывается в общую картину. Мы находим во «Введении во храм» и в «Сретении» то типично волотовское сочетание голубого тона, с которым так удачно контрастируют теплые оттенки одеяний. В фреске «Девы, провожающие Марию» из той же сцены «Введение во храм» самый синий фон бледнее и соответственно бледнее хитоны женщин. В «Архангеле Гаврииле» темно-лиловый плащ изумительно тонко контрастирует с теплыми тонами фона. В «Омовении младенца» художник сумел оттенки розового подчинить основному контрасту цветовой гаммы. Копия «Воскрешения Лазаря» передает изумрудный цвет одежды одной из сестер Лазаря, его отсветы падают на затененные края одежд. Прелестен ангел из «Благовещения», его плащ красного тона, но копия обращает наше внимание на то, что тон драпировки над ним носит по цвету другой характер. Одежды архиепископа Моисея в сцене «Богоматерь и ктиторы волотовской церкви» белого цвета, но удачное распределение синих крестов вносит оживление. В фигуре Иезекииля очень выразительна вся его поза и поднятая рука. Это делает его фигуру пластичной. Наоборот, фигура праведного Иова задрапирована в ярко-красный плащ. В последней воспроизводимой нами копии полуфигура Марии как бы возникает из растительного орнамента: мотив редкий в древнерусской живописи.