Шигеру Бан — 56-летний японский архитектор, известный строительством приютов для беженцев в областях затронутых катастрофами и стихийными бедствиями в течение последних 20 лет, лауреат Притцкеровская премии 2014 года.

Притцкеровская премия — самая престижная архитектурная премия, лауреаты которой становятся в ряды самых востребованных архитекторов планеты. Впервые премия была вручена в 1979 году и для почти 40 награжденных, фраза победитель «Pritzker-prize» навсегда соединила их имена с признанием таланта.

Шигеру Бан.
Шигеру Бан. Фотография Forgemind ArchiMedia.

Лауреатом премии в 2014 году стал Шигеру Бан, 56-летний японский архитектор, известный строительством приютов для беженцев в областях затронутых катастрофами и стихийными бедствиями в течение последних 20 лет. Председатели жюри отметил чувство ответственности и позитивные шаги Шигеру Бана при создании архитектурных качеств для удовлетворения потребностей общества и оригинальный подход к гуманитарным проблемам.

Paper Dome. Фотография Jaque Tseng.
Paper Dome. Фотография Jaque Tseng.
Paper Dome. Фотография Jaque Tseng.
Paper Dome. Фотография Jaque Tseng.

В интервью за несколько дней до официального анонса, Шигеру Бан сказал, что он был очень удивлен. Однако было бы трудно себе представить другого архитектора, который более совершенно воплотил в себе текущее настроение в архитектуре, которое способствует широкой социальной актуальности. В тоже время Шигеру Бану удается создавать проекты, которые изысканно красивы.

Paper Log House.
Paper Log House. Фотография Forgemind ArchiMedia.
Paper Log House.
Paper Log House. Фотография Forgemind ArchiMedia.

С самых ранних проектов оказания помощи при стихийных бедствиях, Шигеру Бан показал, как даже самые дешевые материалы — бумажные тубы, пивные ящики, контейнеры — могут служить для создания конструкций не лишенных чувства меры, объема и утонченных деталей. Для его Paper Log House, разработанного после землетрясения в Кобе в 1995 году, он использовал картонные тубы и холстяную крышу, сложенную как оригами.

Бумажная башня из картонных туб высотой 22м. Фотограф duncan c
Бумажная башня из картонных туб высотой 22м. Фотография duncan c
Бумажная башня из картонных туб высотой 22м. Фотограф duncan c
Бумажная башня из картонных туб высотой 22м. Фотография duncan c

Такие же дома были возведены при последующих землетрясениях в Турции в 1999 году и Индии в 2001 году. После цунами в 2004 году, он помог восстановить рыбацкий поселок в Шри-Ланке, используя при проектировании такие местные материалы, как кирпичи из прессованной земли, кокос и тиковое дерево. Он спроектировал начальную школу в Китае после землетрясения в провинции Сычуань в 2008 году.

Начальная школа.
Начальная школа. Фотография Forgemind ArchiMedia.
Бумажная церковь.
Бумажная церковь. Фотография Forgemind ArchiMedia.

Совсем недавно, после разрушительного землетрясения в 2011 году в Крайстчерче (Новая Зеландия), Шигеру Бан и некоммерческая организация Voluntary Architects’ Network, которую он основал, восстановили часть викторианской готической церкви используя картон. Картонный собор, предназначенный в качестве временного места сбора прихожан, вызвал всеобщее восхищение.

Картонный собор.
Картонный собор. Фотография Forgemind ArchiMedia.
Картонный собор. Фотография Forgemind ArchiMedia.
Картонный собор. Фотография Forgemind ArchiMedia.

Отмечая, что хотя собор и сделан из картона с покрытием достаточно крепким, чтобы простоять по крайней мере 50 лет, Шигеру Бан сказал: «Качество здания не зависит от качества материалов. Оно зависит от качества пространства, которое создается объемом, светом и тенью».

Временное жилище из контейнеров в Онагаве.
Временное жилище из контейнеров в Онагаве. Фотография Forgemind ArchiMedia.
Временное жилище из контейнеров в Онагаве.
Временное жилище из контейнеров в Онагаве. Фотография Forgemind ArchiMedia.

Кроме международной деятельности по помощи беженцам, Шигеру Бан участвовал и в громких культурных проектах, его работу можно увидеть в Нью-Йоркском Музее Современного Искусства, Центре Помпиду — Метц и Художественном музее Аспена.

Центр Помпиду — Метц. Фотография Steve Silverman.
Центр Помпиду — Метц. Фотография Steve Silverman.
Центр Помпиду — Метц. Фотография Steve Silverman.
Центр Помпиду — Метц. Фотография Steve Silverman.
Центр Помпиду — Метц. Фотография Steve Silverman.
Центр Помпиду — Метц. Фотография Steve Silverman.

Что интересно, что даже при работе на престижные музеи, Шигеру Бан осуществляет тот же подход, который он использует с приютами — внедрение экономичных материалов, совмещенное с мастерством исполнения и интенсивного использования природных световых эффектов.

Nine square grid house.
Nine square grid house. Фотография Forgemind ArchiMedia.
House of Double Roof.
House of Double Roof. Фотография Forgemind ArchiMedia.

Можно было бы сказать что это традиционные аспекты японского дизайна, но Шигеру Бан получил архитектурное образование в Америке — он обучался в Нью-Йоркском Cooper Union и в Institute of Architecture в Лос-Анджелесе. Шигеру Бан говорил, что его японское влияние исходило от Рихарда Нойтры, Рудольфа Шиндлера и посещения Case Study Houses в Калифорнии, где есть связь между пространством внутри и снаружи. Также он говорил о влиянии финского архитектора Алвара Аалто.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Еще не оценили
7 апреля 2014